САЙТ О КОШКАХ И НЕ ТОЛЬКО …

Главная страница В мире этологии Карта сайта Причуды Её Величества
Инстинкты, рефлексы и рассудочная деятельность.

Думают ли животные? – традиционный вопрос, который задаёт себе человек. Учёные отвечают на этот вопрос по-разному. Пока поведение животных изучается лишь в лабораториях физиологическими методами, ответ гласил: нет, не думают, у них одни инстинкты и рефлексы. Но когда исследования перемещаются в естественную среду – лес, поле – и поведение животного стало рассматриваться во взаимодействии с ней, ответ изменился: да, думают, но их мышление особенное, не такое, как у людей.
Всё многообразие поведения животных базируется на трёх «китах»: безусловных рефлексах, или инстинктах, условных рефлексах, или обучении, и элементарной рассудочной деятельности.
Потребность организма в чём-либо называется мотивацией. Это может быть голод, страх или желание размножения. Потребностей много, но преобладает больше какая-нибудь одна. Более сильная мотивация включает механизм, который соединяет воспоминания об объектах внешней среды и приводит к действиям. Голодная кошка отправляется на охоту за мышкой или начинает выпрашивать у хозяев корм, т.е. проявляет целенаправленное действие. Любой инстинкт можно разбить на унитарные реакции: 1) поиск цели, 2) взаимодействие с уже обнаруженной целью, 3) покой после произведённого действия. У человека всё мотивации связаны с сильнейшими субъективными переживаниями – эмоциями. Косвенные физиологические данные и биохимические показатели крови говорят о том, что животные тоже испытывают эмоции: они умеют и радоваться, и огорчаться. Впрочем, в этом ни один владелец кошки или собаки и так не сомневается!
Итак, инстинкт – это память вида, развившаяся в ходе эволюции. Отдёрнуть от огня лапу или начать хватать маленький шевелящийся предмет, похожий на мышь, является для кошки инстинктивным поведением, которому её не надо учить. Оно дано ей от рождения и сохраняется до самой смерти.
Раньше учёные любили задаваться вопросом – мудр или слеп инстинкт? В самом деле, привязанная на верёвочке бумажка мышкой не является, но кошка её ловит! Сам по себе инстинкт не мудр и не глуп: он ориентирован на одни и те же условия среды, стереотипен в своих проявлениях и приводится в действие очень простыми стимулами. Иногда он поспевает за изменениями среды, а иногда – нет. То, что годилось в природе, не срабатывает, скажем, в доме. Однако в целом видовая память всё же меняется, хотя и медленно.
Человек одомашнил собаку, которая уже является высоко социализированным животным: охота на крупных копытных требовала консолидированных усилий всех членов стаи. Ловля мышей и птиц – основное занятие кошек – наоборот, располагало к одиночному образу жизни. Человек одомашнил кошку, видя в ней священное животное. Лишь позднее он стал использовать её как помощницу, оберегавшую запасы зерна от крыс и мышей. Наличие еды, сконцентрированной в одном месте, заставило кошку изменить свои привычки: произошёл переход от существования семейными группами к более сложным стайным отношениям.
Существуют разные классификации инстинктов. Одна из них подразделяет все инстинкты на три группы: витальные, зоосоциальные и саморазвития. К первой группе относятся все инстинкты, обеспечивающие жизнедеятельность организма: пищевой, питьевой, сна и т.д. Вторая группа включает инстинкты, помогающие животным взаимодействовать друг с другом: половой, родительский, территориальный, иерархический, а также эмоционального резонанса. Третья группа – исследовательский, игровой и имитационный инстинкты. Зоосоциальные и инстинкты саморазвития наиболее интересны для понимания вопроса, думают ли животные. Все наши самые возвышенные чувства – любовь, дружба, поиск истины и стремление к прекрасному – появились именно на их основе, т.е. имели предпосылки в животном мире для своего возникновения. Половой инстинкт помогает упорядочить взаимоотношения между особями разного пола; родительский – обеспечивает заботу о потомстве; территориальный и иерархический – обусловливают создание разных форм сообщества животных. Исследовательский, игровой и имитационный инстинкты позволяют осваивать новые территории, знакомиться с различными предметами и повторять действия других животных – как своего, так, в какой-то мере, и чужого вида. Инстинкт эмоционального резонанса опровергает представление о том, что в животном царстве – сплошная борьба. Конкуренция, конечно присутствует, но не в ущерб виду. Явление эмоционального резонанса было открыто во время опытов на крысах: если в одной клетке сидела особь, подвергнувшаяся стрессу, то у крыс в соседних клетках биохимические показатели крови тоже менялись в сторону проявления стресса. К эмоциональному резонансу, попросту говоря, сочувствию, способны животные разных видов. Возможно, именно этим объясняются факты лечебного воздействия кошек, когда они чувствуют, что хозяину плохо и ложатся на больные места. Человеку становится лучше от их тепла и, в свою очередь, от их сочувствия. В литературе описаны случаи, когда преданная, как и собака, кошка погибала от тоски в случае смерти хозяина.
Подавление того или иного инстинкта может привести к невротическим реакциям. Если кошку держать, скажем, в клетке, не давать знакомиться с новым, лишить общения с себе подобными или людьми, то мы получаем настоящего, как и в случае с человеком, невротика! Условный рефлекс – это индивидуальная память животного, навыки, которые вырабатываются при жизни каждой особи. Естественно, что способность обучаться помогает выживанию. Любой инстинкт требует «доводки» с помощью условного рефлекса. Например, сосание – врождённая реакция новорожденного котёнка. Но как именно сосать, чтобы доставалось больше молока – этому необходимо научиться. Поэтому инстинктивное поведение всегда обрастает условными рефлексами.
Классический условный рефлекс был описан ещё И.Павловым: основной стимул (еда) сочетается с добавочным стимулом (звонком), в результате чего за действием этого добавочного стимула следует слюноотделение. Он проводил свои опыты на собаках. Метод «проб и ошибок» или инструментальное обучение было изучено американским учёным Е.Л.Торндайком как раз на кошках. Он помещал кошку в ящик с вертикальными щелями, через которые была видна пища. Сначала голодная кошка скреблась в ящике и пыталась дотянуться до приманки лапками, потом случайно нажимала на запирающий механизм – дверца открывалась и кошка добиралась до пищи. На третий – четвёртый раз кошка запоминала, как открывается ящик, и уверенно нажимала на запор. Впоследствии было доказано, что инструментальный метод является основным видом обучения. Он опирается на отрицательное или положительное подкрепление. Существуют и другие виды обучения. Например, привыкание – снижение реакции на стимул. Скажем, если приучить кошку прибегать за едой после какого-либо сигнала, а потом перестать вознаграждать её действия, то рано или поздно она отвыкнет реагировать на этот сигнал. Однако у кошек есть реакции, которые не угасают: например, они способны часами караулить у мышиной норы, даже если мышь не высовывается. Если бы предки современных кошек перестали «верить», что мыши когда-нибудь выйдут из нор, то вымерли бы с голода. Ещё один вид обучения – латентное – осуществляется в скрытой форме: кошка, впервые вывезенная на дачу, осторожно обходит участок, запоминая рельеф местности без видимого подкрепления. Существует также инсайт – обучение, или «озарение», когда животное для решения какой-либо задачи объединяет в одно действие две реакции на разные стимулы. Например, кошки обучаются открывать двери, засовывая под них передние лапки и подтягивая дверь на себя. С помощью похожих движений они манипулируют мелкими предметами – от бумажки до дохлой мыши. А ведь дверь на них совсем не похожа! Единожды удачно открыв дверь, они пользуются этим приёмом всю жизнь. Импритинг – «запечатление» - мгновенное запоминание в особо чувствительные, короткие периоды жизни. Например, в четырехнедельном возрасте котята «запечатлевают» свою маму, братьев и сестёр как особей своего вида, а заодно и человека как члена своей семейной группы, а в семинедельном возрасте они «запечатлевают» мышку как основную добычу. Если маленькие котята не видят человека, то они вырастут дикими и их придётся приручать, как диких животных. Точно так же множество домашних кошек не знает, как ловить мышей – в подходящем возрасте их никто этому не научил.
Условные рефлексы, в отличие от инстинктов, не передаются по наследству. Однако у животных существуют физиологические предпосылки к тому или иному виду обучения. К тому же в семьях стайных животных, совсем как у людей, складываются традиции. Например, у мамы-крысолова вырастают котята, умеющие справляться с этим сильным и смелым зверьком. Сочетание наследственной программы – инстинктов и приобретённых при жизни условных рефлексов – могут дать полную картину «ума» кошек. И всё же это ещё не ум.
Ближе всего к «уму» в человеческом понимании стоит элементарная рассудочная деятельность – способность животных, столкнувшись с новой для себя ситуацией, с первой попытки строить правильную модель поведения. В её основе лежит умение животных выявлять простейшие эмпирические законы*, связывающие предметы и явления окружающего мира, и оперировать ими для решения своих задач. Элементарную рассудочную деятельность изучал Л.В.Крушинский и представители его школы. В частности, они проводили опыты по экстраполяции – «опережению», т.е. умению животных проследить за движущимся объектом, исчезнувшем из поля зрения, и построить как бы мысленную траекторию его движения. Для рыб и лягушек, например, скрывшейся из поля зрения приманки более не существует – они тут же забывают о ней. Пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие способны к экстраполяции. Хищные звери, к которым относятся и кошки, решают подобные задачи прекрасно. Правда, Франсуа Доре из Канады получил несколько иные результаты, чем Л.В.Крушинский. Канадские исследователи проводили с кошками тесты на постоянство объектов – видимая приманка вдруг исчезала. Её прятали либо на глазах у кошки, либо за ширмой. Выяснилось, что кошки не понимают последствий невидимого перемещения объекта. Они искали приманку там, где видели её в последний раз или около этого места, не пытаясь «угадать» путь её перемещения. Известно, что птицы и звери оперируют такими абстрактными понятиями, как объёмность и размер фигур: они понимают, что приманку можно скрыть лишь в объёмном, а не плоском теле, да ещё и более крупного размера, нежели сама приманка. Они легко запоминают геометрические фигуры, за которыми «прячется» приманка, и отличают круг от квадрата или ромб от треугольника. В ряде экспериментов кошки справлялись с этими задачами. Однако работа с кошками бывает затруднена тем, что они – животные весьма эмоциональные. Возможно, что некоторые задачи они не решают не потому, что оказываются «глупее» собак, а потому, что больше «волнуются».
Вероятно, в природе кошки имеют представление о таких абстрактных понятиях, как «больше – меньше» и «подобное – различное». Многие заводчики сталкивались с тем, что кошки-мамы «знают», сколько у них котят: при исчезновении части из них или даже одного котёнка они принимаются лихорадочно искать отсутствующих, а не находя – долго не могут успокоиться. Как и другие хищники, в природных условиях они выполняют обязанности «санитаров», вылавливая, в первую очередь, слабых и больных животных. Их привлекают те особи, которые отличаются от других по внешнему виду или поведению. Они начинают на них охотиться. И в то же время кошки относятся с осторожностью к совсем новой и незнакомой добыче, пока не убедятся, что она не представляет для них опасности. Так что зачатками логического мышления они, без сомнения, обладают.
Мышление предполагает наличие самосознания. Его предшественником у животных является самопознание. Кошки иногда обращают внимание на собственное отражение в зеркале, но быстро теряют к нему интерес. В этом они уступают дельфинам и обезьянам, которые узнают собственное изображение на экране и фотографиях, причём узнают не только себя, но и других членов своего сообщества, включая экспериментаторов. При этом они могут сообщать в той знаковой системе, которой их обучают, кого именно они видят.
Впрочем, и того ума, который отпущен на долю кошек, им вполне хватает!

Журнал «Друг» № 1 - 2, 2001г., автор статьи Людмила Чебыкина.

* эмпирические законы - законы, устанавливаемые опытным путём.



Hosted by uCoz